Добуш Галина Владимировна, старший воспитатель
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 108 «Почемучка» г.Орска Адрес: Россия, 462429 Оренбургская область, г.Орск, ул.Сорокина , 1 «а». Телефон /факс: (3537) 37-41-47
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»
Подготовил: Добуш Г.В, педагог МДОАУ «Детский сад № 108»
г.Орск Свое выступление мне хочется начать словами педагога Н.Волкова, он писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».
Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к семье и родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Мы живём в Орске – городе со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний. В начале работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. В соответствие с результатами диагностики была определена Цель: А для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - познакомить детей с историей и современностью города; - сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей; - развивать стремление знать свой город; - способствовать развитию патриотического отношения к малой родине. В работе по ознакомлению детей с родным городом я придерживаюсь следующих принципов: Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Орска.
Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям: моя семья, наш детский сад, история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями. Разработала перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города. Для решения поставленных задач использовала специально подготовленный цикл занятий и экскурсий по родному городу, такие как «Улицы моего города», «Памятники и обелиски войны», «Знакомство с краеведческим музеем», «Река Урал и ее обитатели»; оформила семейный альбом, использовала богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки. В результате у дошкольников появился интерес к истории города, народной культуре, фольклору. На занятиях давались сведения, предоставленные городским музеем о народных умельцах и промыслах Урала. Провела занятия по темам: «Фольклор Урала», «Все мы дружно живем на Уральской земле», а как подведение итогов в подготовительной группе было проведено занятие «Моя Родина – Орск» в форме викторины.
Все мы прекрасно знаем, что наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым мы организовывали экскурсии и пешеходные прогулки. Мы побывали с детьми: - у памятника В.А Сорокина - на площади Победы, - в центральном парке культуры и отдыха им. Полиничко - это особое, очень любимое место орчан и гостей города. Вместе с детьми посещали Орский Краеведческий музей, где для нас были организованы проведены экскурсии по следующим темам: «Как к нам хлеб пришел?», «Как зарождался город», «Чем славится наш край», «Орск в годы ВОВ» В своей работе активно использую дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Так были изготовлены совместно с родителями развивающие игры «Лото «Мой город», «Сложи картинку (памятники города Орска)», «Где был Петя?» (знакомство с помещением детского сада) и др. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, я использовала проектный метод – наиболее целесообразную форму для решения задач нравственно – патриотического воспитания. Он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, а также объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
В течение месяца наша группа работала над проектом «Улица, гордись именем твоим» Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель воспитанники группы, родители. Проект реализовывался в сотрудничестве с общественными организациями и учреждениями города (Орский краеведческий музей, библиотека №5) Цель проекта: формирование у детей и родителей любви к Родине, родному городу через знакомство с культурным наследием своего города (с улицами ближайшего окружения) Задачи: • познакомить детей с улицами Октябрьского района • расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне; • обогатить словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт. • познакомить детей с различными источниками нахождения информации. • Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям города Орска Предполагаемый результат: • Знать названия окружающих улиц. • Знать путь следования от дома до детского сада. • Знать историю возникновения названий некоторых улиц родного города. • Знать героя прославившего улицу Сорокина. • Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме. • Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям. На первом, подготовительном этапе, для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города, посетила библиотеку, музей, изучила статьи в журналах « Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», краеведческую литературу и другие информационные источники. На основе результатов анкетирования и опроса детей был разработан проект «Улицы моего города». В ходе проекта мы вместе с воспитанниками познакомились с улицей В.А. Сорокина, на которой расположен детский сад. Изучили ее протяженность, здания которые расположены на этой улице (их архитектуру), памятники. Также дети узнали, что есть еще и остановка, названная точно также как и улица. Детям предлагалось собрать информацию, о том в честь кого названа улица. Так воспитанники узнали, что в честь героя ВОВ, нашего земляка В.А. Сорокина. На занятиях познакомились с его биографией. Детям стало интересно а в честь кого названы улицы города, где проживают воспитанники. Вместе с родителями дети разработали и подготовили сообщения «Моя улица» и подготовили мини-презентации. Потом дети с удовольствием рассказывали об улице, где расположен их дом. Так ребята узнали, что улице носят название в честь знаменитых людей или исторических событиях. Как итог был изготовлен макет «Улица на которой расположен наш детский сад». Ребята могли сами отбирать здания, растительность, транспорт и составлять макет улицы. А также проведение литературно-музыкальной композиции «Гордись улица именем своим» с показом презентации в детской библиотеке№5 Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе: - в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Орске, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Орска”, литература о городе и тематические альбомы - в уголке художественного творчества – размещён обширный материал орских художников () , - в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр «Путешествие по городу», «Мы идем в театр», «Парикмахерская», и др. , многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с животным и растительным миром родного города: «Узнай по описанию», «Что где растет» «Растения нашего города» и т.д. Также в развивающей среде находятся макеты, изготовленные совместно с родителями «Церковь на горе Преображенской», «Аллея Славы». Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д.) , были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Орска, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мы - орчане», проведена совместная викторина «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”. Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Орска и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты диагностики: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 36%, низкий уровень - 10%. Орск – наш город. Его история уходит в далёкое прошлое. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим. 6 сентября 2020 в 13:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.